Автокомпании ломают голову, какие двигатели будут пользоваться популярностью в будущем. Некоторые разрабатывают электрические, а некоторые водородные.
Вот водородный двигатель рассмотрим.
Когда запасов нефти уменьшаться, людям придется использовать альтернативные виды топлива. И водородный двигатель вполне может заменить ДВС.
Силовые установки такого типа двигателей имеют больший КПД и меньшую степень токсичности выхлопных газов. Главное преимущество двигателей на водороде, это неограниченный запас сырья для топлива. Основой топлива может стать вода. Интерес к водороду появился еще 70-х годах, а 1-ый водородный мотор изобрели только в 21 веке.
Водород использовали во время блокады Ленинграда, им заправляли лебедки аэростатов. Конечно, преимущества очевидны, при этом существует много «но».
ОСОБЕННОСТИ ВОДОРОДА, КАК ТОПЛИВА ДЛЯ ДВС
1) После сгорания остается водяной пар;
2) Реакция происходит быстрей, чем с бензином или дизелем;
3) Детонационная устойчивость повышает степень сжатия;
3) Благодаря своей летучести, водород проникает в самые малые полости, зазоры между деталями;
4) Теплоотдача сгорания водорода в 2,5 раза больше, чем у бензиновой смеси (нужны стойкие материалы);
5) Широкий диапазон реакции. Минимальная пропорция водорода, достаточная для реакции с кислородом, составляет всего 4%. Она позволяет настраивать режимы работы двигателя, дозируя консистенцию смеси;
6) Хранение водорода в основном в сжатом или жидком состоянии. При пробое бака, газ под давлением испаряется.
Из-за этих особенностей, использования водорода, как топлива требует внедрение изменений в конструкции ДВС и навесного оборудования.
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Главное отличие двигателей на водороде, заключается в способе подачи и воспламенении водородной смеси.
Принцип преобразования возвратно-поступательных движений КШМ в КПД неизменно. Так как горение нефтяного топлива происходит медленно, камера сгорания наполняется топливно-воздушной смесью раньше момента поднятия поршня в свое крайнее верхнее положение.
Молниеносная скорость реакции водорода позволяет сдвинуть время впрыска к моменту, когда поршень начинает свое возвратное движение к НМТ. При этом давление в топливной системе может быть высоким.
В идеале водородный мотор может иметь систему питания закрытого типа. Смесеобразование происходит без участия атмосферного воздуха. После такта сжатия в камере сгорания остается вода в виде пара, он проходит через радиатор, конденсируется становится водой.
Но это возможно если на автомашине стоит электролизер, он отделяет с полученной воды водород для повторной реакции с кислородом. На практике это осуществить сложно.
Для уменьшения силы трения в двигателе используют масло. На современном этапе развития технологий устойчивая работа и беспроблемный запуск двигателя, работающего на гремучем газе, без использования атмосферного воздуха неосуществимы.
Недостатк исподбзования водородных двигателей
Главный недостаток – это стоимость получения водорода, комплектующих для хранения и транспортировка.
Для сохранения сжиженного состояния требуется поддержка постоянной температуры -253º С. Доступный способ получения Н2 – электролиз воды. Промышленное снабжение водородом требует больших энергетических затрат. Рентабельным его может сделать ядерная энергетика, и пока ей пробуют найти замену. Транспортировка и хранение требуют дорогостоящих материалов и высококачественных механизмов. Помимо электрохимического генератора еще нужен легкий и прочный бак.
Другие недостатки водородного топлива:
- Взрывоопасность.
В замкнутом пространстве достаточная концентрация газа может взорваться. Это может спровоцировать даже высокая температура. Из-за высокой степени диффузности водорода возможно попадания Н2 в выхлопной коллектор, то есть реакция с горячими выхлопными газами спровоцирует возгорание. Роторный двигатель предпочтительнее для водородного автомобиля;
для хранения водорода нужна большая емкость, специальные системы они должны препятствовать улетучиванию Н2 и защищать от механических деформаций.
Для автобусов, грузовиков и водного транспорта эта особенность не имеет значения, но легковые автомобили теряют ценные кубометры багажного отделения;
при высокотемпературных нагрузках водород может провоцировать разрушение деталей цилиндропоршневой группы.
Требуется применение специальных сплавов и смазочных материалов, а из-за этого ведет к удорожанию производства и эксплуатации водородных двигателей.
Технология гибридных двигателей – это промежуточная составная часть между началом введения водорода в качестве топлива до отказа от нефтепродуктов. Автомашины гибриды смогут двигаться и на бензине, и на водороде.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Автомобилестроение – это не единственная область, где применяют водородные моторы. Водный транспорт, железнодорожный транспорт, авиация и др.
Интерес у многих предприятий, такие как: BMW, Volskwagen, Toyota, GM, Daimler AG и др. Сейчас можно увидеть и опытные образцы, и рабочие модели.
BMW 750i Hydrogen, Honda FSX, Toyota Mirai и другие модели.
Но, высокая стоимость водорода и отсутствие заправочных станций, да и недостаток специализированных сотрудников, оборудования для ремонта и обслуживания не дает ввести массовое производство. Оптимизация цикла использования гремучего газа стала первоначальной задачей в развитии водородного мотора.